Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Будагов Григорий Моисеевич

Известный инженер путей сообщения, мостостроитель.
Родился в 1852 году в Санкт-Петербурге в семье титулярного советника. Окончив с серебряной медалью Вторую гимназию, поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I, в котором прошел полный курс наук. Получил звание гражданского инженера и определен в в Общество Оренбургской железной дороги.
Первоклассное образование, необыкновенная целеустремленность в сочетании с обостренным чувством ответственности и трудолюбием, личное обаяние стали залогом успешной служебной карьеры Григория Моисеевича. Начало его инженерной деятельности пришлось на время, когда в мировой практике мостостроения обозначился переход к сооружению больших мостов с металлическими пролетными конструкциями, а Россия переживала бум железнодорожного строительства. Важную роль в формировании профессионального опыта Г. М. Будагова сыграли достижения инженерной мысли и непосредственное влияние Н. А. Белелюбского - ученого с мировым именем, неформального главы отечественного мостостроения в последней четверти XIX - начала XX века, внесшего огромный вклад в разработку теории строительной механики, механических и физических свойств строительных материалов.
"Формулярный список о службе статского советника инженера путей сообщения Будагова по 1893 г." свидетельствует о его причастности к сооружению важнейших железнодорожных магистралей и больших мостов на территории Российской империи конца XIX - начала XX века.
К этому времени на первый план выдвинулись вопросы железнодорожного строительства за Уралом. В 1892 году царь утвердил очередность работ по сооружению Великой Сибирской железнодорожной магистрали примерной протяженностью около 7,1 тыс. верст. Будагов приступает к работам по постройке больших мостов на Западно-Сибирской железной дороге. Статскому советнику инженеру Г. М. Будагову предстояло в качестве главного инженера возглавить сооружение железнодорожного моста через реку Обь. С этой работой Будагов справился блестяще. 31 марта 1897 года мост открылся для регулярного движения, связав воедино Западносибирскую и Среднесибирскую линии. Возведенный по проекту инженеров Н. А. Белелюбского и Н. Б. Богуславского мост отличался оригинальностью как один из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались конструкциями консольно-балочного типа. За успехи в строительстве Сибирской железной дороги Григорий Моисеевич удостоился Ордена Святой Анны 2-ой степени.
В ходе сооружения дороги Г. М. Будагову приходилось заниматься, наряду с производственными, и социальными проблемами, от решения которых зависела стабильность кадров железнодорожников. Одной и самых актуальных из них являлось строительство начальных школ для детей рабочих и служащих. В память об инженере Будагове жители Новониколаевска (Новосибирска), выросшего из поселка строителей при ст. Обь, назвали одну из улицу города Будаговской (ныне ул. Большевистская).
Через несколько лет Будагов принимает участие в модернизации Сибирской железной дороги. В годы Русско-японской войны возникла острая необходимость увеличения пропускной способности поездов. Будагов назначается начальником по переустройству самых сложных – горных – участков. Модернизация магистрали сопрягалась с огромными усилиями инженерно-технического персонала и рабочих, трудившихся в экстремальных сибирских условиях. Будагов стремился облегчить их положение и поднимал соответствующие вопросы перед правительством. В отчете о переустройстве горных участков на Сибирской железной дороге он обращал внимание на необходимость организации санитарной части при переустройстве как особой отрасли железнодорожного строительства. Завершая намеченные работы, Г. М. Будагов оставлял сибирякам более совершенную линию. В знак их благодарности одна из станций бывшей Среднесибирской линии получила название - Будагово.
В годы Советской власти Григорий Моисеевич - член Инженерного совета и Технического комитета Народного комиссариата путей сообщения. Он участвовал в разработке плана железнодорожного строительства в России на 1917-1924 годы, которым предусматривалось наряду с другими линиями сооружение железных дорог: Барнаул-Павлодар-Орск; Барнаул-Кузнецк; Томск-Енисейск с веткой на Ачинск.
Григорий Моисеевич Будагов прожил довольно долгую, наполненную постоянным созиданием жизнь. Он умер в декабре 1921 года в возрасте 69 лет, похоронен в Петрограде на старом армянском кладбище.
Памятные места