Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Федоров Леонид Иванович

Русский духовный деятель, первый и единственный экзарх католиков восточного обряда.
Родился в 1879 году в Санкт-Петербурге в православной семье. Отец его, Иван Федорович, был поваром и принадлежал к столичной поварской артели. Он держал ресторан "Малоярославец" в Казанской части города. Мать, Любовь Дмитриевна, имела греческие корни, и была художницей. Отец рано умер, и все заботы о воспитании сына легли на плечи матери.
В 1892 году в возрасте 11 лет Леонид поступил в первый класс Второй Гимназии. Воспитанный матерью в традициях любви к греческой античной культуре, Леонид благодаря гимназическим урокам основательно выучил древние языки – греческий и латынь. В остальном же его мнение о гимназических порядках того времени было довольно негативным. Несмотря на это он отлично учился, хорошо знал классическую философию, прекрасно разбирался в русской и зарубежной литературе. В 14 лет он впервые прочитал Библию и вопросы богословия овладели его мыслями. В конце 8-го класса он блестяще сдал экзамены, получил аттестат зрелости и золотую медаль. В тот же год он поступил в Петербургскую духовную академию.
В стенах академии он проучился недолго – на третьем курсе он уехал за границу, где в 1902 году во Львове присоединился к Католической церкви. Федоров продолжил образование в католических учебных заведениях - в иезуитской папской коллегии в Ананьи под Римом, и в коллегии De Propaganda fide в Риме. После негативной реакции русской миссии при Ватикане на факт учёбы русского католика в итальянских учебных заведениях переехал в Швейцарию, где под именем Антонио Кремони завершил изучение богословия в доминиканском учебном заведении "Альбертинум" во Фрибуре.
Писал о годах своего обучения в Италии: "Строгая регулярная жизнь, ясная, светлая умственная работа, жизнерадостные окружавшие меня товарищи, неиспорченные современной атеистической культурой, даже сам народ, живой, умный, пропитанный насквозь истинно христианской цивилизацией — всё это подняло меня на ноги и вдохнуло новую энергию. Здесь я горячо полюбил не только вообще народ, но и, в частности, наш русский народ, и сделать что-нибудь для бедного, смиренного русского народа-аскета стало необходимой потребностью".
В 1911 году в болгарской униатской церкви святой Троицы в Галате (Стамбул) епископ Михаил Миров рукоположил его в священники. Леонид Фёдоров был одним из сотрудников митрополита Андрея Шептицкого. С 1910 года - префект Научного института во Львове, где напечатал ряд богословских и исторических трудов. В 1914 году вернулся в Россию, был арестован как секретарь митрополита Шептицкого и сослан в Тобольск.
После Февральской революции ему было разрешено вернуться в Петроград, где участвовал в первом соборе русских католиков. На нём митрополит Шептицкий назначил его главой Российской грекокатолической церкви и апостольского экзархата для русских католиков в сане протопресвитера (это назначение было утверждено Папой Бенедиктом XV). Главной задачей Федоров считал сближение с православным духовенством, при этом он был категорически против изменения обрядов грекокатолического богослужения на латинский или польский манер. В крупных центрах России, главным образом в Петрограде и Москве, на приглашение восточных католиков с радостью откликнулись православные. Организовывались съезды, читались рефераты, устраивались беседы, даже диспуты, в которых, с благословения патриарха Тихона, принимали участие представители право-славного духовенства. Экзарх - прекрасный оратор, проповедник, апологет и незаменимый знаток по вопросам схизмы - выступал всюду с докладами, всегда насыщенными примиряющим элементом. Его всегда слушали с неослабным вниманием и православные и католики. Во время голодных годов экзарх неоднократно обращался к Святейшему Престолу за помощью для голодавшего народа и находил благожелательный отклик у пап Бенедикта XV и Пия XI, присылавших посильную помощь. Служил настоятелем в храме Сошествия Святого Духа в Петрограде.
Главным врагом экзарха было, конечно, советское правительство. Призрак единения Церквей немало страшил большевиков. В январе 1923 года все католическое духовенство было вызвано в Москву на суд Верховного трибунала. В числе привлеченных был и экзарх Леонид Федоров. Экзарх был приговорён к десяти годам лишения свободы, срок заключения отбывал сначала в тюрьме в Сокольниках, затем в Лефортово. В апреле 1926 года был освобождён с запрещением проживания в крупнейших городах. Жил в Калуге, летом выехал в Могилёв, где служил в местном храме. В 1926-1929 годах находился в заключении в Соловецком особом лагере. Затем был отправлен в Архангельскую область, в Котлас. 7 марта 1935 года, после двенадцати лет непрерывных мытарств и скитании по тюрьмам и местам ссылок, он скончался в Вятке. Не стало великого исповедника веры, замечательного иерарха и горячего русского патриота. Когда большевики его судили в апреле 1923 года, он - будучи сам себе защитником - так начал свою защитительную речь: "Вся моя жизнь была построена на двух элементах: на любви к Церкви, к которой я присоединился, и на любви к Родине, которую я обожаю... С того времени, как я присоединился к католической Церкви, единственной задачей моей сделалось приблизить мою Родину к той Церкви, которую я считаю истинной...". Слова эти подтверждаются всей его подвижнической жизнью.
27 июня 2001 года во время Божественной литургии по византийскому обряду во Львове Папа Иоанн Павел II причислил Леонида Фёдорова к лику блаженных Католической церкви.
Памятные места