Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Фомин Николай Петрович

Пианист, композитор, один из создателей Великорусского оркестра.
С ранних лет стал проявлять интерес к музыке. Учился во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Затем поступил в Петербургскую консерваторию на фортепианный факультет. В 1885 году по желанию А.Г.Рубинштейна и А.К.Лядова перешел на вторую специальность по классу практического сочинения к профессору Н.А.Римскому-Корсакову. В 1889 году зачислен в дирижерский класс, занимался под руководством А.Г.Рубинштейна. В 1891 году закончил консерваторию с дипломом и со званием свободного художника. В сентябре 1888 года по рекомендации Консерватории поступил преподавателем игры на фортепиано, гармонии и истории музыки в музыкальную школу Даннемана и Кривошеина. В ноябре того же года организовал оркестровый класс, которым и руководил.
В 1888 году Фомин познакомился с В.В.Андреевым, виртуозом-самоучкой, игравшим на балалайке. Андреев не знал нот и играл по слуху, но его выступление, несмотря на это, произвело на Фомина большое впечатление. Вот что пишет сам Фомин об этом: "На меня произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, четкая ритмичность и тонкая нюансировка. Что же касается репертуара, то он состоял из народных песен с наивно-дилетантской гармонизацией и кое-каких пьес сомнительного музыкального достоинства. В октябре 1889 года В.В.Андреев — талантливый, чутко-музыкальный, но абсолютно музыкально необразованный, сознавая всю свою несостоятельность в деле развития своего кружка, прослышав обо мне как образованном музыканте и знатоке русской музыки, обратился ко мне с просьбой о сотрудничестве и принятии на себя музыкального развития и руководства кружком".
Фомин, таким образом, стал музыкальным руководителем "Кружка любителей игры на балалайках". Он сразу предъявил достаточно категоричные требования для участников кружка – полной реорганизации оркестра, изменения строя инструментов ,введения новых инструментальных элементов, обязательное знание нотной грамоты, перемены репертуара. Поначалу часть музыкантов, игравших с Андреевым, не приняла условий Фомина и демонстративно ушла из коллектива. Но первые же репетиции в новом составе (в который Фомин привлек своих товарищей по консерватории) сняли все вопросы о будущем кружка. Он стал пользоваться огромной популярностью, бурно развиваться.
Николай Петрович увлекся изысканиями в области народных инструментов, установлением их строя. Он разрабатывал новые приемы оркестровки, вводя в него колоритные элементы в виде домр, гуслей, свирелей. В 1896 году им была окончательно установлена номенклатура инструментов, роль каждого инструмента в оркестровом исполнении, форма письма партитур.
Последующее совершенствование техники и художественного исполнения шло гигантскими шагами. Таким образом, основанный В.В.Андреевым "Кружок любителей игры на балалайках" был переоборудован в большой оркестровый коллектив, названный тогда "Великорусским оркестром". Его концертные выступления в России и за границей всегда сопровождались большим успехом и заслужили достойную оценку мировых представителей музыкального искусства. В 1914 году Фомин был вторым дирижером оркестра, а после смерти В.В.Андреева (25 декабря 1918 г.) — главным дирижером.
Увы, с годами огромная роль Николая Фомина в создании Великорусского оркестра была совершенно незаслуженно забыта. Василий Андреев – уникальный музыкант-самородок, обладавший прекрасным слухом, музыкальной памятью, но не владевший элементарной музыкальной теорией. Тем не менее, в историю вошло именно его имя, что связано с большими амбициями Андреева и крайней непритязательностью и скромностью Фомина. Бывший секретарь и администратор Великорусского оркестра М.Зарайский писал об этом так: "Идея соорудить Русский народный оркестр принадлежит Василию Васильевичу Андрееву, а освоение идеи, осуществление ее по канонам теории музыки и композиции – Николаю Петровичу Фомину и только Фомину".
Николай Петрович всю жизнь отдал музыке, не гнался за славой и почестями. Даже звания профессора консерватории он удостоился лишь на 75-м году жизни. В годы войны отказался эвакуироваться с семьей в Ташкент, оставшись в Ленинграде. Умер в блокадном 43-м году, похоронен на Большеохтинском кладбище.