Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Ланге Николай Николаевич

Русский психолог, философ, один из видных представителей российской и мировой экспериментальной психологии своего времени.
Николай Николаевич Ланге родился в Петербурге в 1858 года в семье профессора Военно-юридической академии. Обучался во Второй Санкт-Петербургской Гимназии, которую окончил с золотой медалью гимназию в 1878 году. В том же году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который он также завершил блестяще.
По окончании историко-филологического факультета Ланге был оставлен в университете при кафедре философии (этому способствовало то, что еще на IV курсе он был удостоен университетской золотой медали за блестящую работу "Учение Лейбница и его полемика с Локком"), а затем в 1883 году направлен на стажировку в Германию и Францию. Здесь он продолжил свои историко-философские исследования, итогом которых стала диссертация "История нравственных идей ХIХ века" — за неё он в мае 1888 года был удостоен звания магистра философии.
В том же году была опубликована на немецком языке его работа "К теории чувственного внимания и активной апперцепции". Эта работа обобщала результаты экспериментов, проведенных Ланге в лаборатории "отца экспериментальной психологии" Вильгельма Вундта, бывшей в тот период главным международным центром психологических исследований Важно отметить, что, приехав в Лейпциг в качестве стажёра к Вундту, Ланге не принял ни одну из его методологических ориентаций. Ещё ранее, на родине, у него сложились представления, противоположные вундтовским. Ланге, имевшему философское образование, но не имевшему навыков лабораторной работы, важно было ими овладеть, чтобы реализовать свой собственный план экспериментов.
Приступив к психометрическим опытам, Ланге поставил перед собой задачу найти реальные детерминанты акта внимания. Николай Ланге выступил одним из пионеров моторной теории различных психических процессов. Им была предложена моторная теория внимания — феномена, в котором внутренняя активность и избирательность сознания выступают в концентрированном виде. Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки внимания, запечатлённой в вундтовском понятии об апперцепции. Исходным и фундаментальным является, согласно Ланге, непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее. Предметом специального экспериментального изучения Ланге сделал непроизвольные колебания внимания при зрительном и слуховом восприятии.
Этот феномен и его объяснение, предложенное Ланге в работе 1888 года, вызвали в психологической литературе оживлённую дискуссию, в которую были вовлечены лидеры тогдашней западной психологии — В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо, Дж. Болдуин, Г. Мюнстерберг и другие. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе.
В ноябре 1888 года Николай Николаевич Ланге был назначен на должность приват-доцента в Новороссийский (Одесса) университет по кафедре философии. Наряду с чтением лекций он работал в физиологической лаборатории П. Спиро — с учениками последователя И.М. Сеченова. Здесь он продолжил начатые за рубежом эксперименты.
Весьма продуктивными были первые годы его работы. В 1889 году он издает учебник логики, впоследствии удостоенный малой золотой медали. В 1890 году в центральном журнале "Вопросы философии и психологии" выходит его статья "Элементы воли", а в 1891 году в журнале "Русская школа" — статья "Механизм внимания". В 1893 году Ланге обобщил результаты своих исследований, представив их в качестве докторской диссертации "Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания". Эта работа Ланге ознаменовала начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии. В своей диссертации он подчеркивал необходимость создания при русских университетах кабинетов экспериментальной психологии.
Получив диплом доктора философии в 1893 году, а затем и звание экстраординарного профессора, Ланге перешел от общих соображений о необходимости организации самостоятельных психологических лабораторий к реализации этого проекта в стенах Новороссийского университета. Его лаборатория преследовала цели развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Организованная по таким принципам при кафедре философии в 1896 году, она стала, по сути, первой самостоятельной экспериментальной психологической лабораторией в России.
Занятия общей психологией Ланге сочетал с изучением психического развития детей. В течение нескольких лет он, председательствуя в историко-филологическом обществе при Новороссийском университете, создал при нём педагогический отдел, ставший центром научно-методической и общественной работы учителей начальной и средней школы. Фактически, Николай Николаевич Ланге был первым отечественным школьным психологом, когда и самих психологов в школах не было!
Активно занимаясь общественной деятельностью, Ланге не переставал быть ученым. Он редактировал книги, писал отзывы на работы как признанных учёных, так и студентов, вёл экспериментальные и теоретические исследования. Его отзывы на работы "Теория познания Локка и полемика против нее Лейбница" (1899), "Учение Канта о пространстве и времени" (1901), "Основание философии Вундта" (1904) сами по себе представляют серьёзные научные исследования. Немалый интерес вызывали его публичные лекции "Современная экспериментальная педагогика" (1909), "Об играх животных и людей в связи с вопросом о происхождении искусства" (1909).
Николай Николаевич Ланге умер 15 февраля 1921 года в Одессе.