Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"
Логин:

Пароль:

Петри Эдуард Юльевич

Русский географ, антрополог, этнограф, талантливый педагог.
Род Петри вел свое происхождение от деятеля шведской реформации XVI века Олауса Петри, потомки которого бежали в Ливонию, позже присоединенную к России.
Эдуард Петри был уроженцем Петербургской губернии, воспитывался во Второй московской и Второй Санкт-Петербургской гимназиях. Последнюю закончил в 1875 году.
Учился в Императорской медико-хирургической академии. Одно время был близок к подпольной организации "Земля и воля", вследствие чего был арестован и сослан. Бежав из ссылки, обосновался в Швейцарии, где окончил Бернский университет, в котором позже защитил докторскую диссертацию по медицине, а с 1883 по 1887 работал внештатным профессором на факультете философии Бернского университета, где читал лекции по географии и антропологии. В Петербургском университете подобная кафедра была впервые учреждена в 1887 году, на нее по личному приглашению министра народного просвещения И.Д. Делянова приглашен был Эдуард Петри. Семья Петри вернулась в Россию, сам Эдуард Петри был амнистирован. Он получил чин статского советника и личное дворянство, стал вице-председателем Русского антропологического общества, заведующим кафедры географии и этнографии.
С первой же лекции молодой ученый увлек слушателей. Это было именно увлечение, массовое единодушное восхищение предметом, излагавшимся так искусно, так доступно и интересно. Студенты всех курсов, всех факультетов приходили слушать талантливого профессора, сумевшего привлечь внимание юношества к такому "скучному" (по гимназическим воспоминаниям) предмету, как география, и прямо увлекавшего своими чтениями по антропологии. Большие ораторские способности и редкое по своей разносторонности образование Эдуарда Юльевича, масса личных его наблюдений из многочисленных путешествий - широко раздвигали рамки курса и вызывали неподдельный интерес студентов разных специальностей. Он организовал целый кружок преподавателей географии при военно-педагогическом музее, задавшийся целью заинтересовать юношество этим "сухим" предметом путем изменения самой системы преподавания. Его основной мыслью было, что география имеет своей задачей полную картину жизни нашей земли во всех ее сложных взаимоотношениях, и потому она может стать одним из наиболее важных и увлекательных предметов изучения.
Показателем того, как он хотел поставить дело преподавания этого предмета, может служить изданный А.Ф. Марксом "Учебный географический атлас", являющийся трудом его последних лет и представляющий, крупнейшее его научное наследство. На нем выросли два поколения географов, работавших в конце XIX – начале XX века. Это была одна из книг, с которой начиналось систематическое отечественное географическое образование. Но такая живая, деятельная натура, как Эдуард Юлиевич, не могла удовлетвориться деятельностью только в университете. Каждый год он читал публичные лекции в Соляном городке, сделал массу сообщений в Географическом обществе по поводу своих научных путешествий по Средней Азии, Тургайской области, Приуралью. Принимал горячее участие в учрежденном им Антропологическом обществе при Петербургском университете и в одной из секций Общества охранения народного здравия, организовал очень интересный отдел антропологии на первой всероссийской гигиенической выставке. Эдуард Петри стал первым в русской научной литературе использовать термин "биосфера", ранее введенный в научный оборот австрийским геологом Э.Зюссом.
Талантливый ученый угас в пылу своих работ, в расцвете сил, когда ему было всего 45 лет. Но и за столь короткий период своей научной деятельности, Эдуард Юльевич сделал очень много для развития отечественной географии и этнографии.
География имеет своею задачею представить полную картину жизни нашей земли во всех ее сложных взаимоотношениях. Она может поэтому стать одним из наиболее важных и увлекательных предметов изучения. География дает нам обширный запас сведений, необходимых для каждого образованного человека; она знакомит нас прежде и обстоятельнее всего с нашею родною страною, но вместе с тем она раскрывает перед нами и картины природы далеких стран и быта их культурных или малокультурных обитателей. Мы научаемся любить и ценить нашу родину во всех ее особенностях вполне сознательно по мере того, как расширяется наш географический горизонт. И вместе с тем великие красоты природы и великие чудеса ее будят нашу пытливость и любознательность и служат источником живых наслаждений для всех тех, кто посвящает себя изучению нашей земли. (Э.Ю. Петри. Из кратких указаний для учащихся к Учебному географическому атласу. Конец XIX в.)