Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"
Логин:

Пароль:

Стравинский Игорь Фёдорович

Выдающийся русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме в семье солиста Мариинского театра Фёдора Игнатьевича Стравинского. Первые четыре класса учился во Второй Санкт-Петербургской Гимназии вместе со своим братом Гурием.
С девяти лет Стравинский начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Стравинский брал частные уроки у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией.
Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром "Фавн и пастушка". На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему создать балет для постановки в "Русских сезонах" в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность — балет "Жар-птица", балет "Петрушка" и балет "Весна священная".
В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно, а в 1914 году, перед самым началом Первой мировой войны едет в Швейцарию, где остаётся на ближайшие четыре года. После окончания войны Стравинский принимает решение не возвращаться в Россию, и спустя некоторое время переезжает во Францию, где прожил следующие 20 лет. В этот период Стравинский создаёт многочисленные произведения в разных жанрах: оперу "Мавра", оперу-ораторию "Царь Эдип", Симфонии духовых памяти Дебюсси, сочинения для камерных ансамблей, фортепиано и голоса. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке — "Отче наш" для хора a capella. В 1928 году появляются новые балеты — "Аполлон Мусагет" и "Поцелуй феи", а два года спустя — знаменитая и грандиозная "Симфония псалмов" на латинские тексты Ветхого Завета.
С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 году в Метрополитен-опера был поставлен балет "Игра в карты", год спустя — исполнен концерт "Дамбартон-Окс", Стравинского приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он становится американским гражданином.
С начала 1950-х годов Стравинский начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходом стало сочинение Кантаты на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Апофеозом всего творчества Стравинского является Requiem Canticles ("Заупокойные песнопения", Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра. "Сочиняю шедевр своих последних лет" - так говорил об этом произведении сам Стравинский.
Стравинский очень активно гастролировал в Европе и мире как дирижёр и пианист. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Умер 6 апреля 1971 года, похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.