Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Смирнов Капитон Иванович

Тайный советник и кавалер орденов Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени и Св. Владимира 3-й и 2-й степени, имел темно-бронзовую медаль на Андреевской ленте в память войны 1853-55 годов и знак отличия беспорочной службы за 40 лет. Родился 1-го марта 1825 года в селе Дуброве Смоленской губернии, недалеко от Вязьмы.
Первоначальное образование получил дома, под руководством отца; домашнее образование простиралось даже до изучения основных познаний в латинской грамматике. По истечении 9-летнего возраста продолжал образование сперва в Вяземском, а затем в Смоленском духовном училище.
На 15-м году вызван был своим старшим братом в С.-Петербург и поступил для дальнейшего образования в существовавший тогда Главный Педагогический институт, в младшее его отделение. Перейдя затем в свое время из младшего отделения в среднее, в 1845 г. был удостоен звания студента по историко-филологическому факультету, где слушал лекции лучших профессоров того времени: Бажанова - по богословию, Грефе - по греческой словесности, Грима - по латинской словесности, Устрялова - по русской истории, Лоренца - по всеобщей истории, Бессера - по политической экономии и А. Ободовского - по педагогике.
Директором института был тогда знаменитый в свое время педагог, Ф. И. Миддендорф. Этот человек, можно сказать, жил среди своих питомцев, был их фактическим и учителем и воспитателем. Достаточно сказать: дня не проходило, чтобы он не присутствовал на уроках греческого и латинского языков, особенно в младшем отделении института, и не принимал бы в этих уроках самого деятельного участия, а уроки эти занимали время от 6 до 8 час. утра. Обыкновенным разговорным языком на этих уроках был латинский. Немудрено поэтому, если Миддендорф буквально знал наизусть каждого своего питомца; знал, можно сказать, малейший изгиб души каждого. Не прибегая ни к каким, столь употребительным в то суровое время, строгим мерам взыскания, он вел своих питомцем так, что они дорожили его ласковым взглядом. Самым мучительным наказанием было, когда директор или сурово посмотрит на воспитанника, или же вовсе на время оставляет его как бы без всякого внимания.
Немудрено, что Ф.И. Миддендорф оставлял в душе каждого выходившего из его рук питомца сильное впечатление, и К. И. Смирнов, во все продолжение педагогической деятельности, служил отголоском тех тактических и воспитательных приемов, которые развивал Ф. И. Миддендорф.
По окончании курса в институте с награждением за успехи серебряною медалью и с званием старшего учителя, 10 января 1894 г. определен был на службу в Новгородскую гимназию старшим учителем латинского языка.
Недостаточность получаемого жалованья (464 руб. в год) заставила в 1851 г. принять на себя должность сверхштатного комнатного надзирателя при Новгородском благородном пансионе, но без жалованья, а из-за одного только права пользоваться помещением в одну комнату в здании гимназии. В 1852 году, по личной просьбе, был перемещен на должность старшего учителя истории в той же гимназии, собственно в видах того, что учитель истории имел более шансов иметь приватные уроки; в следующем 1853 г., в виде награды за ревностную службу, г. Попечителем округа был перемещен в С.-Петербург, в Третью гимназию, на вакантную должность старшего учителя латинского языка. В 1854 года ему, сверх того, поручено было преподавание географии в параллельных классах гимназии.
Успешным преподаванием того или другого предмета и уменьем вести порученные ему классы он вскоре обратил на себя внимание как ближайшего начальства, так и посторонних педагогов: в 1858 г., при открытии женских гимназий, он приглашен был преподавателем географии в Василеостровскую женскую гимназию (1-го ноября), а в 1860 г. (1-го октября) - в Императорское училище Правоведения для преподавания латинского языка. В 1866 г. предложенная ему должность инспектора при 3-й гимназии заставила его сосредоточить всю свою педагогическую деятельность в одной Третьей гимназии, где он удержал за собою преподавание латинского языка в параллельных отдлениях до 1-го августа 1868 года. Вскоре, в силу дополнительного устава гимназий 1871 года, Капитон Иванович снова принял на себя должность преподавателя латинского языка.
Находясь в должности инспектора и преподавателя, Капитон Иванович принимал деятельное участие в составлении учебных планов предметов, преподаваемых в мужских гимназиях Министерства Народного Просвещения, правил для пансионов при гимназиях и инструкций для хозяйственных комитетов; в то же время трудился над составлением своего учебника географии. В 1869 и в 1871 годах, за отсутствием директора, исправлял должность директора Третьей гимназии. В 1873 году временно был приглашен для занятий в Ученом Комитете Министерства Народного Просвещения.
19-го января 1874 года был назначен директором Второй гимназии, где вместе с тем, согласно требованию устава, принял на себя преподавание латинского языка. В течение долговременной службы своей, Капитон Иванович кроме обыкновенных отличий и наград получал неоднократно особенные выражения признательности и благодарности высшего начальства за усердную службу. Так, в 1853 г. Попечитель С.-Петербургского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин выразил в циркуляре по округу свою благодарность К. И. Смирнову, бывшему в то время преподавателем Новгородской гимназии; в 1872 г. ему была объявлена признательность Министерства за труды по составлению учебных планов; в 1880 г. Попечитель выразил свою признательность за отличные результаты испытаний зрелости в 1878-1879 учебном году.
Административная деятельность Капитона Ивановича в звании директора Второй гимназии подробно изложена в соответственных местах Исторической записки за 75 лет (см. главы о деятельности педагогического совета, о пансионе, хозяйственной части) - а также в записке за последнее 25-летие (см. глава 1 и след.), здесь же, в дополнение к сказанному, упомянем о двух, весьма важных для учебного заведения, событиях 1) учреждения Общества впомоществования бедным ученикам Второй гимназии и 2) основании при ней церкви.
В 1895 году, на 47 году педагогической деятельности, Капитон Иванович серьезно захворал, но немного оправившись от болезни, продолжал свою деятельность, хотя и с сильно ослабевшей энергией.
8 января 1898 года 2-я С.-Петербургская гимназия справляла 50-летний юбилей службы директора (см. Историческую записку за последнее 25-летие, глава 1).
1 июля 1898 года Капитон Иванович вышел в отставку и через три года умер.
К. И.Смирнову принадлежат:
1) Учебная книга географии, применительно к курсу Средних учебных заведений министерства Народного Просвещения, в 3-х частях. Она неоднократно переделывалась и выдержала много изданий.
2) Учебная книга географии, применительно к курсу учебных заведений духовного ведомства, выдержавшая также много изданий.

Из "Исторической записки 100-летия Гимназии"
П. К. Тихомиров, 1905 год