Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"
Логин:

Пароль:

1805 год (7 сентября) - Санкт-Петербургская губернская гимназия

Открытие Гимназии
7 сентября 1805 года - день основания гимназии.
Что представляла собой система народного образования в России начала XIX века? Дорога в университет была открыта только привилегированной части общества, для низших же слоев населения были доступны лишь приходские и уездные училища, которые давали начальные сведения по основным отраслям знаний. Естественно, система образования была неразрывно связана с церковью, и сами приходские училища открывались при храмах, откуда и пошло их название. В Петербурге начала XIX века таких училищ было несколько, их расположение показано на карте.
Министерство народного просвещение, образованное в 1802 году, было обеспокоено таким положением. "Дней Александровых прекрасное начало" — это можно напрямую отнести и к открытию Губернской гимназии.

Велик был тот царь незабвенный,
Учения свет он ценил:
Гимназию нашу для блага
И пользы России открыл.

Так написал об Императоре Александре I - основателе гимназии воспитанник 8 класса Тихомиров в 1880 году.

Открытием гимназии мы обязаны и многим государственным чиновникам: министру народного просвещения графу П. В. Завадовскому и попечителю округа Н. Н. Новосильцеву. Это их трудами под помещение для гимназии "с великою выгодою" были перестроены два смежных дома на углу Демидова переулка и Большой Мещанской улицы, в которых потребовалось снести целые стены и на их место возвести новые. Именно открытие Санкт-Петербургской Губернской гимназии положило начало "правильной" системе образования в России и открыло доступ к образованию "всякого звания ученикам".
Директором гимназии был назначен действительный статский советник Иван Иванович Ростовцев, в 1798 году занимавший должность директора училищ Санкт-Петербургской губернии (И. И. Ростовцев умер в 1807 году). Число учащихся с самого основания гимназии возрастало. Будучи единственной в столице и устроившись в самой населенной части города, СПб губернская гимназия не могла не привлечь к себе внимания общества, нуждавшегося в новых способах для образования детей. В день открытия гимназии учеников явилось 96. Конечно, это немного. Но в ноябре того же года цифра учеников почти утроилась. Классы собственно гимназические пока были малочисленны, и явление это легко объясняется недостатком хорошо приготовленных для поступления в эти классы учеников. Зато низшие классы скоро наполнились. Курс учения в СПб губернской гимназии определен уставом 5-го ноября 1804 года. Этот устав, бесспорно, составляет один из важнейших законодательных актов начала царствования Императора Александра I. Он впервые установил у нас правильную систему образования, открыл доступ в гимназии "всякого звания ученикам" и ясно определил две основные цели гимназического обучения, а именно: "приготовление юношества к университетскому образованию" и "приобретение учащимися сведений, необходимых для благовоспитанного человека".

Устройство учебной части
Гимназия, уездное и приходское училища составляли одно учебное заведение, состоявшее из 7-ми классов. Учебный курс их обнимал собою следующие предметы:
- в приходском училище: письмо, первые действия арифметики, главные начала Закона Божья и нравоучения;
- в уездном: Закон Божий и священную историю; должности человека и гражданина, русскую грамматику, чистописание, правописание, правила слога, всеобщую географию и начальные правила математической географии, географию России, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные правила геометрии, физики и естественной истории, начальные правила технологии, имеющие отношение к местной промышленности, рисование, кроме того, латинское чтение и письмо для тех учеников, которые приготовляют для себя для продолжения наук в гимназии;
- в гимназиях: математику, физику, историю, географию и статистику, начальную философию, изящные науки и политическую экономию, естественные науки, технологию и коммерческие науки, латинский, ранцузский, немецкий языки, рисование, кроме того, если позволят средства, гимназия может содержать учителей музыки, танцевания и телесных упражнений (гимнастики).
В 1811-м году был введен новый план учения, значительно устранивший многопредметность, допущенную уставом 1804 года.
В скором времени последовало новое правительственное распоряжение относительно Санкт-Петербургской губернской гимназии, поставившее ее в особое, исключительное положение:
- ученики, окончившие курс учения с отличием по успехам и поведению, утверждаются в 14 классе (имеется в виду табель о рангах);
- аттестаты, выдаваемые окончившим курс за подписанием попечителя, имеют равную силу с аттестатами университетскими при производстве в высшие чины.
В связи с этим в гимназии был введен дополнительный курс Прав, для изучения которых был добавлен восьмой год обучения. Этот восьмой класс со своим учебным курсом Прав и стал причиной переименования в 1822-м году губернской гимназии в Высшее училище. Впоследствии этот класс перестал существовать.